#военмех #нарратив #идентичность Этот пост должен был появиться полтора месяца назад, когда я ушла из Военмеха. По ощущениям, как будто вышла на заслуженную пенсию). С этим вузом связаны почти три года моей жизни, сначала в качестве специалиста по связям с общественностью, потом в качестве преподавателя кафедры "Теоретическая и прикладная лингвистика". Когда-то у меня был девиз: всё, что было в Военмехе, остаётся в Военмехе. И это неслучайно, учитывая атмосферу и некоторые требования секретности. Инженерные кадры не любят публичности, а ряд исследований засекречен настолько, что рукописи не оцифровывают. Это разительно отличается от открытости СПбГУ, поэтому последние полтора месяца я ловлю когнитивные диссонансы. Поскольку кафедра у меня была сугубо гражданская, я могу девиз нарушить и приоткрыть немного эту завесу. Мне не привыкать жить в атмосфере постоянного военного положения, но не скажу, что мне это нравится. Как выражалась наша учительница истории - "жить на пороховой бочке". Это засело в памяти. В родном городе уровней секретности - не один и даже не два, колючая проволока по периметру и концентрация военных на квадратный метр превышает норму. Но это - вполне понятные соображения национальной безопасности, учитывая уникальность местности. В школе об этом не расскажут, а когда я узнала, полностью пересмотрела свою идентичность. Такое детство выработало нездоровую подозрительность характера, привычку при входе в помещение проверять его на наличие камер и иметь в виду возможности слушания, склонность следить за людьми и лезть под кожу, даже когда это излишне, от чего я пытаюсь избавиться и предоставлять близким больше свободы, хоть это и непросто. Стереотип первый: "Гусары, молчать!" Нет, это неправда. В Военмехе можно высказываться на разные темы, главное, не в публичном пространстве. Здесь без согласования нельзя, но я уже и не сотрудник. Самая крутая фраза, которую я слышала, была сказана аспиранту-политологу после такого высказанного мнения его научным руководителем: "Я - думаю, ты - спишь". Свобода действий также довольно большая, и ресурсы для воплощения идей предоставляются при целесообразности и соразмерности этих самых идей. Есть нюансы в контроле за воплощением и согласовании позиций, но это отдельный вопрос. Стереотип второй: "Технические специалисты" Мне странно, что меня сейчас называют техническим специалистом из-за моей аффилиации с техническим вузом. Возможно. Однако для меня такое противопоставление представляется надуманным. И я объясню, почему. Захожу я как-то в библиотеку, а там майор, два полковника и генерал обсуждают стратегические ходы в сирийской спецоперации. Здороваюсь, по стеночке иду к библиотекарю. Стереотип третий: "Только военный вуз" Не совсем так. Есть закрытые кафедры, есть гражданские, есть музей с историями из жизни российского и советского космического ракетостроения, внешней разведки, ФСБ. Как-то бегаю по вузу, назначена встреча, ищу кафедру космического ракетостроения. Мне сказали, что, если найду среди всех лабиринтов, то это почти как посвящение. Нашла. Среди оборудования - прототип Глонасс-М, макеты космических ракет. На стене небольшое изображение - не Бэтмен, конечно, но похожее. Информационная безопасность. Пошла на встречу уже с другим настроем. Таких мелочей в вузе много, из них конструируется патриотическая идентичность. Я благодарна за время, проведенное в стенах Военмеха, тем не менее, я счастлива вернуться в Альма-матер. СПбГУ закладывает совсем другую образовательную матрицу, учит быть самостоятельным и нестандартно походить к решению вопросов. На ФМО совершенно особая атмосфера сотрудничества и интеллектуального труда. А я постепенно отучаюсь палить камеры в помещениях и воспринимать каждого встретившегося прохожего как сотрудника военной контрразведки, однако это продолжает оставаться частью меня и моей идентичности. Как выразился один человек: "Не бывает бывших разведчиков, как и бывших ракетчиков".

Теги других блогов: нарратив военмех идентичность